Обское море. Инструкция для новичков
Автор Юрий Гостюхин, 2024 г.
3 224 слова, 17 минут время прочтения.
Введение
Данный отчет представляет собой инструкцию для новичков или тех, кто ни разу не был, но планирует поездку на Обское море.
Осторожно! Много букв и сухого текста!
Я решил написать эту инструкцию, так как, готовясь к поездке в первый раз, у меня возникло множество вопросов, на которые хотелось получить ответы. Поскольку эти вопросы требовали времени и усилий, приходилось часто обращаться к опытным капитанам, что было трудозатратно.
На некоторые вопросы я так и не смог найти ответы.
В этом отчете я собрал ответы на распространенные вопросы, которые возникали у меня и у других участников, планировавших поездку в этом году. После прочтения этой инструкции, надеюсь, у вас станет гораздо меньше вопросов.
В отчете все то, что не касается непосредственно самих гонок и проведения фестиваля. А то, что около фестивальное. Скорее вопросы организации путешествия.
В конце страницы в комментариях Вы можете написать свои вопросы, ответы на них я внесу в текст отчета позже.
Дорога туда и обратно
Итак, с чего начинается любая регата: дорога туда и обратно.
Ночлег по дороге
Если ехать на автомобиле, ночевки неизбежны. Решения по этому поводу могут быть разные, и вариантов много. Некоторые предлагают одну или две ночевки. На практике можно доехать с одной ночевкой, но это немного напряжно.
Одной из остановок на маршруте была отличная гостиница под названием “Омич”, расположенная под Калачинском, что за Омском. Рекомендуется бронировать номер заранее. На обратном пути я забронировал номер всего за 4 часа до заезда, и стоимость была вполне приемлема.
В этом году наша команда “Викингов” ночевала в палатке под Омском, а на обратном пути – в Омиче. Они проехали в оба конца с одной ночевкой.
Если выехать рано утром из Екатеринбурга, примерно в 5 утра, к Омичу можно прибыть к ночи, с учетом всех остановок и перекуров. Общая длина маршрута составляет около 1000 км.
В “Омиче” есть хорошая столовая с большим ассортиментом, хотя цены могут быть завышенными.
От “Омича” до стапеля в Боровом можно доехать за 10 часов. Вечер часто остается для сборки катамарана и переправки на остров. Обычно прибываем на стапель около 15-16 часов, однако оставшегося времени может не хватить для сборки катамарана, и приходится оставаться на ночь, чтобы отправиться в базовый лагерь на следующий день.
Дороги по всему маршруту хорошие, везде асфальт. Ближе к Новосибирску может возникнуть эффект “стиральной доски”, создающий ощущение, что что-то произошло с подвеской автомобиля, из-за низкочастотной вибрации. Это, вероятно, связано с кривизной асфальта, несмотря на то что он выглядит нормально.
Координаты некоторых мест для ночевки
Бывалые капитаны поделились несколькими удобными местами для ночевки по пути туда и обратно. Вот ссылки на Яндекс.Навигатор:
Вариант №1: Кемпинг под Омском
Адрес: Дорожная улица, 19, рабочий посёлок Красный Яр, Любинский район, Омская область
Вариант №2: Отличное место для палатки
Локация: Новотроицкое сельское поселение Описание: Сносная грунтовка и замечательный пляж под вековыми плакучими ивами. Важно: Лесополоса перед рекой стоит на наносном иле. Перед заездом на машине нужно внимательно проверить грунт — если он влажный, можно забуксовать. Опасная зона имеет ширину около 10 метров.
Вариант №3: Кемпинг Омич
Описание: Гостиницы находятся на обеих сторонах дороги. Важно не перепутать, где бронируется номер, но можно легко развернуться и попасть на другую сторону дороги.
Вариант №4: База отдыха Боровое
Описание: Отличное место под Тюменью для больших компаний. На базе отдыха “Боровое” мы бронировали большой дом с несколькими комнатами и просторной гостиной. Стоимость: Около 2000 рублей за ночь с человека. Зависит от количества человек в домике.
Езда паровозиком
Некоторые путешественники едут одной машиной, другие же образуют караван из нескольких автомобилей, оставляя промежутки до 100 км между машинами. Связь осуществляется по телефону, а также мы используем средства трансляции геопозиции в Телеграме. В общем чате, посвященном поездке, мы транслируем текущую геопозицию, и можем видеть местоположение каждой машины. Это позволяет совместно перекусить, дождавшись друг друга, или организовать совместную ночевку. Обычно время ожидания отстающих не превышает одного часа.
Использование трансляции геопозиции значительно упрощает встречи и планирование действий, зная расстояние между машинами.
Заправки
На протяжении всего маршрута автозаправочные станции расположены равномерно, что позволяет планировать заправку без проблем.
Заправлялся до полного бака, когда на датчике остается примерно четверть или чуть больше. В основном можно встретить заправки Газпрома; Станций Лукойла практически нет.
Задумывался о необходимости брать с собой канистру для запаса бензина, но, как показывает практика, это лишнее.
Езда в 2-3 пары рук
Если позволяют обстоятельства, я рекомендую подбирать несколько водителей в одну машину. Это делает поездку более комфортной, позволяя отдохнуть и даже поспать между сменами. Я проверил режим 2 через 2 часа для двоих водителей и могу сказать, что он вполне эффективен. Смена водителей позволяет избежать усталости от вождения, а если водителей больше двух, усталости не будет совсем.
Кооперация или доставка чужих катамаранов
Многие участники регаты едут с прицепами. Обычно в один прицеп можно загрузить более одного катамарана и сопутствующее снаряжение. Поэтому мы кооперируемся и грузим чужие катамараны для доставки на регату и обратно.
При этом свой катамаран можно отправить в чужом прицепе, а самому улететь на самолете или уехать на поезде. Это обычная практика в клубе. Важно только компенсировать транспортные расходы перевозчику вашего катамарана.
Езда на самолете или поезде
Некоторые участники приезжают на Обское море на самолете или поезде. Обратно они могут использовать тот же транспорт или автомобиль. Не обязательно ограничиваться одним транспортным средством.
Даже капитаны, отправив свои катамараны на чужом прицепе, могут сами улететь на самолете или уехать на поезде до Новосибирска, а вернуться уже на автомобиле.
На такси или автобусе из Новосибирска можно доехать до места стапеля в Боровом. Такси обойдется примерно в 1500 руб., поэтому разумно заранее договариваться с другими участниками о совместной поездке.
Для этого перед поездкой создается форма регистрации участников нашего клуба, чтобы знать, кто еще окажется в Новосибирске в одно и то же время.
Также стоит поинтересоваться в чатах, кто из местных или проезжающих мимо участников регаты может подкинуть вас от Новосибирска до стапеля.
Ночевка в Новосибирске
В прошлом году я прилетел в Новосибирск раньше и ночевал в гостевом доме поселка Обь, расположенном рядом с аэропортом. На следующий день я уже поехал на такси к месту стапеля.
Стоянка в Боровом
Рядом со стапелем имеется стоянка, где можно оставить автомобиль на все время фестиваля. Стоянка круглосуточная и расположена на въезде на территорию базы.
Места достаточно. С прицепом легко заехать и оставить автомобиль. За 8 дней в этом году за автомобиль с прицепом я заплатил 3150 руб.
Координаты въезда на стоянку в Яндекс.Нavigatore: 54.688234, 82.641303
Ссылка на точку в Яндекс.Нavigatore:
Места стапеля
В Боровом есть несколько стапелей. Один из них мы обнаружили в этом году, и это излюбленное место местных рыбаков для спуска лодок на воду.
Первый традиционный стапель на территории базы отдыха
Координаты стапеля в Яндекс.Нavigatore: 54.686646, 82.647178
Ссылка на стапель в Яндекс.Нavigatore: Стапель №1
Первый стапель находится на территории дружественной базы. Однако заезд автомобиля регламентирован по времени: вы сможете подъехать к берегу только для загрузки и разгрузки катамарана и снаряжения. После этого автомобиль нужно убрать на стоянку. Преимуществом является близость стоянки к стапелю — всего 500 метров. Дорога до стапеля отличная, а на берегу — чистый песок.
К недостаткам стапеля можно отнести малую площадку, вмещающую всего несколько катамаранов. Разворот автомобиля с прицепом на берегу может быть затруднителен без определенных навыков управления. Ночевка на стапеле невозможна, поэтому сбор катамарана и отъезд нужно завершить до вечера, что может стать проблемой, если вы прибыли слишком поздно, чтобы успеть до темноты.
Второй традиционный стапель на диком берегу
Координаты стапеля №2 в Яндекс.Нavigatore: 54.697016, 82.655339
Ссылка на стапель в Яндекс.Нavigatore: Стапель №2
Этот стапель расположен на диком берегу. Здесь достаточно места, и возможно провести ночь, как это делают некоторые экипажи. Подъехать можно вплотную к самому берегу, и от стапеля до базового лагеря на острове расстояние самое короткое. На берегу растет трава.
До стоянки примерно 1.5 км.
К недостаткам можно отнести то, что после дождей подъезд к стапелю может быть очень затруднен для пузотерок или прицепов. Подъездные дороги могут быть непроезжими. Можно заехать в сухую погоду, но после ливня риск застрять очень высок.
Третий стапель – самый дальний и новый
Координаты стапеля №3 в Яндекс.Нavigatore: 54.679901, 82.629833
Ссылка на стапель №3 в Яндекс.Нavigatore: Стапель №3
Это дикий берег, который также пользуется популярностью у местных рыбаков. Дорога до стапеля немного убитая, но вы без проблем доберетесь на любом автомобиле, даже после дождей. Мест на стапеле немного, но можно расположить 4-5 катамаранов. Разворот с прицепом будет затруднителен. Также возможна ночевка — на берегу растет трава и имеется утрамбованный почвогрунт.
Недостатком является удаленность от стоянки — около 3 км по автодороге и 1.5 км пешком. Большое количество автомобилей рыбаков на стоянке.
Четвертый стапель, на котором мы не стояли
Координаты стапеля №4 в Яндекс.Нavigatore: 54.685409, 82.641691
Ссылка на стапель №4 в Яндекс.Нavigatore: Стапель №4
На этом стапеле мы не стояли, но узнали всю информацию по условиям заезда. Это кэмпинг с благоустроенным песчаным пляжем, расположенный рядом с первым стапелем, который находится на территории базы. Здесь есть возможность ночевки, и дорога до стапеля отличная. Регламента по времени нахождения автомобиля на берегу нет. Это благоустроенное место для отдыхающих, которые приезжают на выходные.
До стоянки 300 метров.
К недостаткам можно отнести платный заезд на территорию — около 1000 рублей за машину. Это место может быть очень многолюдным, с большим количеством автомобилей.
Переброска на остров и с острова
Технология переброски следующая:
Сначала происходит заезд автомобилей на стапель, после чего осуществляется разгрузка. Затем автомобили отгоняются на стоянку, а водители возвращаются пешком на стапель. После этого начинается сборка катамаранов и отплытие на базовый лагерь на острове Шумского кордона.
Часть людей, снаряжение и катамараны перевозятся на остров в разобранном виде на других катамаранах, которые приходят с острова. Обычно это катамараны “Рыжик” и “Экспедиция”. С их капитанами рекомендуется заранее связываться при подъезде к стапелю.
Если не удается собрать катамаран в тот же день, возможно остаться ночевать на стапеле и отправиться на следующий день, при условии, что прибыл на стапель заранее.
Поэтому прибытие на стапель необходимо планировать с учетом достаточного времени на сборку катамарана. К счастью, фестиваль на Обском начинается вечером в субботу, что предоставляет такой запас времени на сборку катамарана с утра.
Выезд с острова обычно осуществляется собственным ходом с острова до берега. Однако некоторые участники предпочитают разобрать катамаран накануне отъезда и переправляют его на берег с помощью других катамаранов, загружая все в автомобиль. Или уходят на материк своим ходом и там разбирают и грузят катамаран в машину. Затем возвращаются на остров для ночевки.
На следующий день они переправляются с острова только со своим снаряжением на попутном катамаране.
Если вы приехали на поезде или самолете, можно пользоваться попутными катамаранами, которые регулярно курсируют между стапелем и островом в течение дня. Также есть возможность связаться с организаторами или членами своей команды и попросить отправить за вами корабль или моторную лодку.
Связь
На острове сносно работает интернет только от МТС. Немного работает связь ТЕЛЕ2, остальные операторы не поддерживают сигнал. Дозвониться тоже проблематично.
На берегу Мегафон работает в глубине материка. Примерно через 300-400 метров от берега появляется связь 4G и интернет.
Если вам необходимо работать удаленно в течение фестиваля, рекомендуется заранее обзавестись сим-картой МТС с подходящим тарифом.
Магазины
В поселке Боровое есть все необходимые магазины:
- Несколько продуктовых магазинов, включая сетевой.
- Специальный магазин для овощей и фруктов.
- Аптечный пункт.
- Водомат.
- Пункт самовывоза Wildberries.
- Магазин строительных материалов и электроинструмента.
- АЗС, что актуально для водномоторников.
Координаты АЗС
Координаты АЗС в Яндекс.Нavigatore: 54.693478, 82.617135
Ссылка на координаты в Яндекс.Нavigatore: АЗС в Боровом
Остров
Электричество на острове
На острове электричества нет. Однако организаторы включают бензиновый генератор на несколько часов в день.
Основная проблема заключается в нехватке розеток для подключения зарядных устройств всех желающих. Рекомендую взять с собой тройник-удлинитель и несколько повербанков, так как не всегда удается зарядить всё необходимое за один день.
Из-за большого количества потребителей мощности одновременно зарядка идет очень медленно.
Гигиена
Туалеты на острове представляют собой кабинки со стенками и дверями из черного укрывного материала, без крыш. В земле вырыты четыре ямы, которые разделены на четыре отдельные кабинки.
Плюс в том, что имеются мужская и женская секции, расположенные на значительном расстоянии друг от друга.
Рядом с туалетами размещен рукомойник и общественное мыло.
Для полной гигиенической процедуры условия не созданы, но можно помыться в заливах острова, где нет людей. К счастью, остров достаточно большой.
Погода
Погода на острове летняя, как на море, в основном жаркая. Рекомендуется ставить палатки в тень.
Вода очень теплая, удобная для купания в любое свободное время. Однако она не прозрачная, это обычная речная обская вода.
Иногда бывают штормы, когда выходить в море становится опасно. За последние два сезона гонки не отменяли, хотя условия могут быть очень разнообразными — иногда штиль, иногда порывы ветра возникают неожиданно.
В течение двух сезонов не было откровенно холодных дней, но ночи могут быть немного прохладными.
Можно спокойно ночевать без палатки или в гамаке, так как деревьев достаточно и температура позволяет.
Обратите внимание, что мошки могут быть довольно многочисленны! Рекомендуется запастись ванилином, так как только он может помочь от защититься от мошек.
Лагерь
Кухня и питание
В нашем клубном лагере общее питание организуются Натальей Черепановой и Юлией Смирновой. Если их не будет на фестивале, вряд ли кто-то возьмет на себя эту ответственность.
Каждый день назначается новый дежурный экипаж. Все расходы по питанию делятся между участниками пропорционально.
Ежедневное дежурство по экипажам включает:
- Мытье общественной посуды.
- Поддержание чистоты на общем столе.
- Помощь в приготовлении блюд (нарезка, чистка овощей).
- Замена воды для мытья посуды.
- Поход в поселок за продуктами и водой на катамаране дежурного экипажа или добровольца из клуба.
Размещение в лагере
У клуба на острове есть своя поляна, предназначенная только для УПТК, которая вмещает не менее 15 палаток. Можно также поставить палатку в удалении от основного лагеря, но такой участок будет общей территорией.
Независимо от участия в общем питании, экипажи размещаются именно на поляне клуба.
Командование в лагере
В прошлом сезоне в лагере УПТК был свой комендант, что значительно улучшило порядок и дисциплину в лагере в целом.
На фестивале назначается комендант всего лагеря, который решает многие вопросы и следит за порядком.
Развлечения
Лагерь экипажа Красина
В непосредственной близости от лагеря УПТК располагается лагерь экипажа легендарного Красина. Каждый вечер там проходят концерты с игрой на гитаре и исполнением популярных песен. Это отличная возможность пообщаться с множеством поклонников и капитанов, а также закусить и выпить в кругу единомышленников.
К Красину приезжают друзья из музыкальной тусовки и устраивают отдельные концерты, которые обязательны к посещению.
Прогулки по лагерям
В любом лагере вас встретят как родного, угостят, накормят, дадут советы и поделятся капитанской мудростью.
Вечерние посиделки в лагере
В нашем лагере также весело проводят время члены нашего клуба и гости, беседуя до самой ночи.
Костры на берегу
В этом сезоне было много молодежи. Каждый вечер они разводили костер на берегу и проводили время около него.
Фестиваль пиратской песни
Кульминацией развлечений становится Фестиваль пиратской песни. О нем написано много, но главное — взять с собой любую пиратскую атрибутику и одежду.
Если нет своего капитана или экипажа
Если у вас нет своего капитана или экипажа, вы можете попроситься в команду, где не хватает матросов. Многие участники приезжают на фестиваль в качестве свободных матросов и проходят всю регату, участвуя во всех гонках и походах.
Опытные капитаны обычно помогают подыскать экипаж. Вы также можете обратиться к организаторам фестиваля, чтобы вас пристроили на корабль.
Некоторые люди приезжают просто для отдыха и общения как зрители. После гонок зачастую находится кто-то, кто предлагает прокатить таких участников.
Организация гонок
На фестивале уровень организации очень высокий по сравнению с другими мероприятиями. Таблица рейтинга вывешивается в начале фестиваля и обновляется сразу же после каждого этапа, что позволяет участникам видеть свой рейтинг в реальном времени.
Перед гонкой проводится четкий инструктаж и зачитывается гоночная инструкция, что позволяет обсудить все вопросы и нюансы. Никто не выходит в гонку с неразрешёнными вопросами.
Все строго по расписанию — начало гонок приближено к заявленным срокам, накладок практически не бывает.
За это отдельное спасибо организаторам!
Соблюдение правил в гонке
Основное правило в гонках — избегать столкновения. К сожалению, они случаются даже у опытных капитанов. За столкновение предусмотрено наказание: необходимо сделать 360-градусный поворот, чтобы оправдаться, если вы виновны.
Следует уступать дорогу внутреннему судну на знаке, хотя стартовый буй не является знаком, и уступать внутреннему не обязательно, что часто вызывает недопонимание.
Соблюдаются правила правого галса и дорогу подветренному. Все капитаны требуют соблюдения этих основополагающих правил и соблюдают их.
Если вы планируете подать протест на другое судно, это обойдётся в 1000 рублей. Тем не менее, я не видел, чтобы кто-то подавал протест даже после жестких столкновений — принято по-доброму извиняться. Так проявляется сибирский менталитет.
Бывалые капитаны рекомендуют изучить правила предотвращения столкновения судов (ППСС) и чётко следовать им.
Гоночная инструкция
Для того чтобы понять, как проходит конкретная гонка, участникам необходимо внимательно ознакомиться с гоночной инструкцией. В этой инструкции подробно описаны все вопросы, которые могут возникнуть, и она является обязательной для соблюдения как организаторами, так и участниками.
Гоночные инструкции публикуются на сайте организатора в разделе фестиваля заранее, что позволяет участникам ознакомиться с ними задолго до начала события, находясь еще дома. Это обеспечивает полное представление о порядке проведения гонки и способствует лучшей подготовке.
Длинная гонка
Длинная гонка — это фактически поход с ночевкой на другом острове, поэтому нужно правильно экипироваться. Питание в длинной гонке раздельное, и каждый экипаж должен обеспечить своё питание самостоятельно. Рекомендуется заранее купить продукты и воду.
Если прогноз погоды хороший, палатку можно не брать, так как есть возможность переночевать на катамаране или на берегу. Как правило все ночуют на узкой песчаной полосе вдоль берега.
На острове много клещей, поэтому лучше размещаться на берегу, а не углубляться в лес. Не забудьте взять спрей против клещей!
Общение в этом походе становится более плотным и весёлым, чем в базовом лагере, поэтому подготовьте вопросы к бывалым капитанам.
Недалеко, примерно в 2,5 км, есть поселок с развитой инфраструктурой и магазинами. При желании можно дойти до него, если доберётесь до финиша рано.
Полоса препятствий
По полосе препятствий возникает множество вопросов, однако многие из них становятся понятными только после практического опыта.
Для успешного прохождения полосы препятствий участникам необходимо иметь правильный навигатор, а именно — приложение для навигации на телефоне. Рекомендуется устанавливать приложение Osmand+, которое является платным, но доступно для бесплатной установки из сторонних источников.
Основной навык, который нужно освоить в Osmand+, — это внесение координат для обозначения пунктов, которые необходимо пройти. Участникам следует готовиться заранее и освоить этот процесс.
Рекомендую освоить этот навык заранее, подойдите ко мне, и я покажу, как это сделать.
Osmand+ успешно использует наш многократный чемпион России Павел Смирнов (Трезвый).
В прошлом году некоторые матросы настоятельно рекомендовали мне обзавестись более длинными веслами, что является разумным решением. Длинные весла значительно облегчают греблю и снижают нагрузку на руки.
Также обязательным является использование перчаток. Это важно, так как на первом этапе полосы препятствий гребля может вызвать натирание рук, что может привести к травмам.
Стоит обратить внимание на фиксирование руля. Для этого я использую китайскую транспортную резинку, чтобы зафиксировать руль в одном положении. Это особенно важно, так как во время гребли руки заняты, и возможности подруливать не будет.
Безопасность
На протяжении всего фестиваля флот сопровождают моторные лодки, что обеспечивает дополнительный уровень безопасности для участников.
Судна сопровождаются моторным катамараном главного судьи, который всегда готов прийти на помощь в экстренной ситуации.
Связь между экипажами и организаторами осуществляется как по рации, так и по телефону, что позволяет быстро реагировать на любые происшествия.
В лагере всегда присутствует врач, готовый оказать необходимую помощь.
Также участники обязаны быть в спасательных жилетах в обязательном порядке. За несоблюдение этого требования предусмотрена дисквалификация на всё оставшееся время фестиваля.
Аптечка
Существуют строгие требования к аптечкам, которые должны находиться на каждом судне и быть доступными по запросу организаторов.
Информация от медблока:
“Перечень того что ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть в аптечке :
Пластырь рул.
Пластырь бакт.
Бинты (стер. и нет)
Жгут
Перчатки
Перекись
Спиртовые салфетки
Остальное на усмотрение участников.”
Важный блок для бывалых капитанов!
Если ты дочитал до конца, то ты герой! Особенно если уже бывал на Обском не один раз! Поздравляю!
Внизу есть форма, чтобы оставить свой комментарий.
Побудь героем еще немного! Напиши комментарий! Что бы ты добавил еще? Какой совет дашь новичку, чтобы облегчить путешествие?