Fon-1.0
Fon-1.0

Каслинское ралли-2013. Уральская Венеция

Fon-1.0
Fon-1.0
Каслинское ралли-2013. Уральская Венеция

Район путешествия: Южный Урал, окрестности г. Касли. Север Челябинской области

Вид туризма: Парусный (водный).

Категория сложности: 1 к.с.

Руководители группы: Михайлов Сергей Александрович, г.Екатеринбург Аверин Никита Владимирович, г. Екатеринбург

Нитка маршрута:

Оз.Б.Касли- оз.Б.Кисегач-оз.Б.Касли-оз.Киреты-оз.Сунгуль-оз.Силач-оз.Сунгуль-

оз. Киреты-оз. Б.Касли- Каслинская протока- оз. Иртяш.

Сроки похода: С 18 августа по 24 августа 2013 года.

Список группы:

1. Михайлов С.А. 1972 Екатеринбург, руков.

2. Ющенко Е.В 1969 Екатеринбург, рулев.

3. Козлов А.В. 1991 Екатеринбург, матрос

4. Аверин Н.В. 1978 Екатеринбург, руков.

5. Тренихин В.И. 1966 Екатеринбург, рулев.

6. Чертищев А.А 1987 Екатеринбург, матрос

7. Пеев М.Б. 1962 Снежинск, рулев.

8. Злобин Е.В. 1982 Екатеринбург, рулев.

9. Злобина Я.Я. 1986 Екатеринбург, матрос

10. Данич А.С. 1982 Екатеринбург, матрос

11. Гаряев Д.Д 1969 Екатеринбург, рулев.

12. Пульников Р.Г. 1976 Камышлов, рулев.

13. Грачев А.В. 1972 Екатеринбург, матрос

14. Павлов А.А 1976 Екатеринбург, рулев.

15. Каргапольцев Я.А 1984 Екатеринбург, матрос

16. Зенкова Н.В. 1978 Екатеринбург, матрос

17.Приблуда Ю.В 1969 Новосибирск,. матрос

18.Пьянков А.М. 1961 Южноуральск, рулев.

Список судов:

1. «Авантюрист» с/д 10 кв.м. рулев. Михайлов.С.

2. Простор 7.5 кв.м. рулев. Ющенко. Е.

3. Дак-17 «Белая шейка». рулев. Аверин. Н.

4. Волк Тритон рулев. Тренихин. В.

5. Бриз-Микро. «Микроб» рулев. Пеев.М.

6. Альпиро-18. ЛУ031. рулев. Злобин. Е.

7. Бриз-Микро. рулев. Гаряев. Д.

8. L/K. «Йолка» Е-16 рулев. Пульников. Р.

9. L/K. Е-15 рулев. Павлов. А.

10. L/K. CL-1 рулев. Пьянков. А.

План маршрута:

1 день 18.08.13. г.Екатеринбург – Касли 110 км. Авто. Оз.Б.Касли – оз. Б.Кисигач 15 км. Парус

2 день 19.08.13. оз.Б.Кисигач – оз.Б.Касли – оз.Киреты – оз.Сунгуль 30 км Парус

3 день 20.08.13. оз. Сунгуль – оз. Силач – оз. Сунгуль – оз. Киреты – оз.Б.Касли. 35 км Парус

4 день 21.08.13. оз.Б.Касли – Каслинская протока – оз.Иртяш 25 км Парус/весла

5 день 22.08.13. оз.Иртяш (Сев.часть) – оз.Иртяш (Южн. часть) 28 км Парус

6 день 23.08.13. оз.Иртяш (Южн.часть) – оз.Иртяш (Сев. часть) 20 км Парус

7 день 24.08.13. Дневка,. г.Касли – г.Екатеринбург Авто

Итого: 153 км. Парус/весла

Начало и идея проведения похода-ралли-семинара.

Все началось еще 2009 году. Хотелось пройти категорийный парусный маршрут. Посмотрел все материалы по категорийным походам. Оказалось, что все классифицированные маршруты оказались вне нашего Уральского региона. Ехать за копейкой (1 к.с) куда-то на Селигер или что-то подобное было бы накладно и жалко времени. Тем более что опыта было мало, корабль самодельный, только что модернизированный, и на нем я сам его еще не успел опробовать.

Решил искать водоем ближе к дому. И тут вспомнил, что в журнале «Турист» за конец 80-х годов, была статья о том, что челябинцы прошли байдарочный поход по Каслинскому водному узлу, в который входит порядка семи озер – настоящая Уральская Венеция!

По километражу подходит. От Екатеринбурга 110 км., берега видно ну просто “песня” – ходи не хочу. Сказано сделано, маршрут пройден, заявлен и отчитан в МКК г. Екатеринбурга. Вот он – наш собственный Уральский Парусный Полигон!

Так созрело решение провести ралли-поход, не который в итоге собрался почти весь флот УПТК «Паруса Урала», назначили сроки, определились с раскладкой по питанию, группового снаряжения и отправились в путь.

День первый. 18.08.2013г.

 

Город Касли расположен в Челябинской области среди группы озер, соединенных протоками. Основан еще в 1747 году как посёлок Каслинский при строительстве промышленниками Коробковыми чугуноплавильного и железоделательного завода, который позже был продан Н.Н.Демидову. Завод издавна и заслуженно славится высокохудожественным чугунным литьем, уникальными по красоте и сложности изготовления вещами. Чего стоит только легендарная цельнолитая чугунная цепочка! Завод возник не на пустом месте. В районе Каслинско-Иртяшской системы озер археологами найдены следы древней металлургии – отливки, формы, медные и бронзовые слитки и изделия.

 

На берегах и островах озер (Иртяш, Большие Касли, Киреты, Большая и Малая Нанога) обнаружены поселения эпохи бронзы и раннего железного века, места добычи руды. Эти места были привлекательны еще тем, что через Каслинско-Иртяшскую систему озер пролегал древнейший путь из Азии в Европу, по которому происходило передвижение многих племен и народов. Эта древняя дорога позволяла во все времена вывозить как готовый металл, так и изделия из него, на большие расстояния и в больших количествах. Путь этот в разные эпохи имел разное значение. Были исторические периоды, когда движение по нему было интенсивным, но были и периоды, когда оно замирало. Стапель г.Касли городской пляж. Старт – Б.Касли – Б.Кисегач

 
 
 

Старт похода. Как обычно дождь… Стало быть все будет, как обычно, замечательно! Уже по приезду к месту стапеля наших девяти катамаранов на городской пляж г.Касли обнаружилось, что Василий «Мутант» Тренихин забыл баллоны, а я забыл гитару. Хорошо что нам смогли все это подвезти за пару-тройку часов. Везли баллоны аж из Екатеринбурга, а гитару захватил с собой Максим Пеев – одиночка-рулевой боевого Бриз-Микро под военно-морским флагом.

Из-за довольно позднего приезда к месту сборки и с учетом подвоза забытых баллонов, Старт был дан лишь в шестом часу вечера. Ко времени старта уже накрапывал небольшой дождик, небо хмурилось. Возникли опасения, что к месту первой запланированной стоянки можем засветло не успеть.

Чтобы не задерживать основную часть флотилии, было решено готовым к выходу катамаранам стартовать группой в направлении протоки Б.Касли-Б.Кисегач, а руководитель похода – Михайлов Сергей (единственный обладатель подвесного мотора) дождется сборки

запоздавшего катамарана и под мотором дотащит его к месту рандеву, по пути подхватывая отсвающих.

Протока в Б.Кисегач была не простой. Она практически вся заросла камышами, оставив извилистый лабиринт небольших проток. Но и они плотно забиты водорослями – приходится приподнимать шверты и рули, оставляя лишь немного для управляемости. Часто приходится браться за весла. При том, что ветер по прежнему встречный, хоть и не большой. На карте в конце протоки поперек нарисован брод – и мы дружно скребем по дну не только швертами-рулями – но иногда и баллонами. Узко, лабиринт, камыши, мели, встречный ветер. Было гм… не скучно. Но все справились. Пристали к месту стоянки часов в 10 вечера. Узкая песчано-каменистая полоска у высокого обрыва. Земляные ступеньки с перилами из тонких березовых стволов ведут наверх. Поляна с небольшим наклоном. Есть дрова, грибы и комары. Пока перетаскали вещи, разбили лагерь и приготовили поздний ужин – настала ночь. Поскольку день выдался напряженным – угомонились все довольно скоро.

День второй. 19.08.2013г. Б.Кисегач – Б.Касли – Киреты –Сунгуль

Первая ночевка озеро Б.Кисегач, отличная большая поляна с небольшим наклоном, дрова есть, грибы есть.

Обратно рулевой катамарана “Белая Шейка” решил пройти по другому рукаву, отвлекся на подъем рулей, чтобы не путались в водорослях – и уехал в камыши. За четыре (!) метра до свободной воды Б.Каслей!!! Четверть часа усердной гребли не дали результата – сидим плотно. Толстые «древовидные» стебли уперлись снизу в трамплин и держат крепко. Грести бесполезно, а до дна никак не достать, чтобы оттолкнуться. На счастье подошел Сергей М. и протащил на моторе сквозь заросли на чистую воду. Широкий Альпиро (рулевой Злобин Егор) тоже запутался в камышах, и Сергей возвращался за ним на моторе.

Когда дождались последних – двинули несильным фордаком в сторону первого моста – через протоку из Б. Каслей в оз. Киреты.

Первый мост на нашем пути – автомобильный.

Подошли к мосту довольно плотной группой, малоразмерники отстают не сильно. Чалимся к берегу по ходу справа от протоки. Берег – крутая насыпь из острых глыбин, с резким набором глубины от среза воды. Очень неудобно для причаливания и разгрузки.

Наступил запланированный этап снятия мачт – иначе не пройти. На эЛКе Андрея Павлова сумок немного. Капитан решил освободить катамаран от груза и, перетаскав его вручную, провести кат под мостом на боку, на одном баллоне, держась на берегу за мачту как за рычаг. На Даки “Белая Шейка” оказалось быстрее снять мачту – поэтому гребли под мостом веслами. Все оказалось не так страшно!

За мостом поставили мачты и двинули через Киреты вокруг центрального острова к следующей протоке в оз.Сунгуль.

Следующая протока довольно узкая (примерно 6м.), длиной метров 70-100 и убегает под ж/д мост. Берега крутоватые и сильно заросшие. Поэтому чалимся перед протокой, снимаем мачты и уже на веслах гребём по этому извилистому зеленому ущелью. Глубина достаточная, вода чистая

Движение фордаком в сторону первого моста прохода в озеро Киреты.

Прохождение протоки из озера Киреты в озеро Сунгуль.

Облака постепенно редеют, появляется чистое небо, а на Сунгуле уже вовсю светит Солнышко! Пока подгребают последние лодки, те, кто уже поставил мачты, успевают немного перекусить, весело переговариваясь с десятком местных рыбаков, удящих рыбу с парапетов.

На последней трети озера ветер практически стихает. Вокруг нас много островов с высокими деревьями. В основном сосны с небольшими вкраплениями берез. Ползем еле-еле. Вода как зеркало. Изредка пролетают местные на моторках. (Один такой полночи зачем-то светил в нашу сторону фонарем с другого берега!).

Стоянка небольшая, на довольно крутом склоне. Склон крупнокаменистый, заросший высоооокими стройными соснами и старыми березами. Берег у воды песчаный. Поверху поляны проходит грунтовка.

Вторая ночевка на озере Сунгуль , стоянка небольшая склон оказался крутоватым но разместились все. Недалеко от стоянки обнаружили Сунгульский старообрядческий скит, сходили на экскурсию.

Согласно дошедшим до нас преданиям, задолго до строительства завода на Каслинские озера пришло несколько старообрядческих семей. Вероятнее всего, спасаясь от преследований за свои религиозные убеждения, они ушли вглубь Башкирии и поселились здесь на правах припущенников, где в середине 40-х годов XVIII века и нашли их Коробковы.

Да и вся последующая история Каслинского завода напрямую связана с историей старообрядчества. Об этом конкретно говорится в путеводителе по Уралу за 1904 год: “…Сюда стянулись раскольники из-под Москвы, из Тулы, из Выгорецких обителей, с реки Керженца… Как первый владелец завода Коробков, так и Демидов, а особенно последующие владельцы – Расторгуев, Харитонов и Зотов, будучи сами раскольниками, сильно покровительствовали старой вере. Вообще как центр раскола Касли не утеряли своего значения и теперь”

День третий. 20.08.2013г. Обратный путь Сунгуль – Силач – Сунгуль -Киреты – Б.Касли

Утро оз.Сунгуль.
Ребята! Рация на судне в составе флотилии – ВЕЩЬ!!! В курсе всех переговоров, вызвать нужное судно – быстрее и удобнее, это бесплатно, и связь в несильно растянувшейся группе всегда есть! Умом-то это и раньше понимал, но когда испытал сам – был в восторге! Рации пригодились и при передаче сведений друг другу о том где есть ветерок, чтобы отстающие не сильно залипали. И для переклички с потерявшимися из виду.

С утра Роман на своей эЛКе ускакал вперед, и пока все ползли обратный путь встречным штилем, он разведал протоку в дальнее озеро Силач. Оказалось, что изображенная на карте протока для нас не проходима – сильно заросла и поперек тянутся какие-то провода.

Наконец мы вышли из лабиринта островов. Пока ждали отстающих, страхуемых Сергеем М., мы вкусно перекусили рядом с песчаным пляжем, где базируются байдарки. Желающие искупались. Ветер к обеду стал свежеть. У ж/д моста вальнули мачты, прогребли по каналу и взметнули их обратно. Еще раз перекусили и попили горячего чайку (слава горелкам!). На Киретах ветер стал задувать еще сильнее и у автомобильного моста дул сильно и прямо в нос. Воспоминания рулевого Аверина Никиты:

“…Вот тут я и прилип. Мачту то я уже снял. А когда отталкивался от берега и близкого дна – сломал лопасть весла. Парусов нет (мачта на палубе). И одно весло. Матрос рулит – я пытаюсь грести – но нас все равно сносит встречным ветром все дальше и дальше от протоки вглубь озера. И тут случилось чудо! Друг спас жизнь друга!

Пока я пыхтел над веслом, матрос углядел проходящую недалеко моторку и отчаянно замахал руками. К счастью, мужики на моторке согласились отбуксировать нас через протоку! Спасены! А за мостом уже барашки гуляют, и зверский мордотык толкает остальных гребунов обратно под мост. За протокой мы благодарно помахали нашим спасителям. У косы, на которую нас снесло, быстро вздернули мачту и паруса (вот они, тренировки!) и шустро поехали к месту ночевки… “

Прохождение Сунгуль – Силач – Сунгуль.
 
Третья ночевка оз.Б.Касли не далеко от автомоста на Касли.

День четвертый. 21.08.2013г. Б.Касли – Иртяш (волок)

Утро началось с сюрприза. К нам в гости пришел натуральный немец. Оказывается, он путешествует на авто-доме и едет из Монголии в Европу. Решил остановиться на ночь на полянке, отъехав не далеко от дороги. А утром увидел сквозь деревья лес мачт и подошел поинтересоваться. С легкой руки Сергея М. (-Ченч? –Найн! –Тогда Презент!) был награжден памятным значком Ралли-похода. Какие странные встречи подбрасывает иногда жизнь!

Но трудности нас только закаляют. По расписанию у нас после обеда подвиг – двухсотметровый волок вещей и катамаранов вокруг шлюза плотины в канал, выходящий в Иртяш. Состояние канала еще неизвестно, но война план покажет.

Во время утренних сборов выяснилось, что у Простора все-таки порван баллон. В несколько рук помогли его заклеить и вышли в сторону городского пляжа г.Касли. Нам предстояло снять там мачты, на веслах прогрести через весь город под двумя низенькими мостиками, уткнувшись в плотину устроить обед и на месте разработать план волока.

Без приключений пересекли оз.Б.Касли до города. Сняли мачты, и вошли в городской канал. Наша гребная флотилия, вытянувшаяся кильватерной колонной, у второго моста привлекла внимание местных безбашенных пацанов лет 10-12-ти. Которые так хотели чтоб их прокатили, что разделись и прыгнули в воду, пытаясь вплавь догнать одну из наших лодок. Были подобраны и использованы в качестве галерных гребцов. После чего – отпущены восвояси.

Наши с Сергеем Михайловым катамараны к плотине подошли первые. И мы пошли посмотреть чего там с протокой за плотиной, и сколько тащить вещи. Идем. Идем. Идем. Планируемые ранее 200 метров и не думают кончаться, постепенно вырастая до двух километров и это не предел. А время уже 3 часа дня. Протоки как таковой нет. Есть сухое русло с вонючим ручейком, вяло текущим между щебенкой и камнями покрупнее. Ширина ручья – меньше ширины между баллонами. Кое-где из середины воды растет веселая травка и ходят гуси, которые ее с удовольствием щиплют. Вернулись к катамаранам. Сели думать. В итоге через Алекса и третьи руки удалось вызвать газель, которая согласилась перевезти нас с катамаранами и вещами на Иртяш за какие-то смешные деньги. Гора с плеч!

Зато меньше чем за два часа все 9 катамаранов (по 3 за рейс) были перевезены на место стоянки на северный мыс Иртяша.

Ночевка на берегу озера Иртяш в районе выхода Каслинской протоки.

День пятый 22.08.2013г. Иртяш . Остров Светляк

Утром я вышел на воду предпоследним. И еще успел подумать: Чего это все крутятся в заливе напротив нашего мыса и не уходят на большую воду? Саргассы. Представьте ковер из жесткой спутанной проволоки, занимающий весь залив. Идти с опущенным швертом и рулями – невозможно. Их тут же опутывает такая борода, что катамаран встает как вкопанный. А поднимешь перья – загонный ветерок и подводное течение засасывают тебя вглубь залива. Грести бессмысленно – можно потерять весло в цепкой паутине водорослей, а до дна, чтобы оттолкнуться – не достать. Приходилось приподнимать перья очень полого, почти до потери контакта с водой, только чтобы водоросли соскальзывали с них, не успевая зацепиться и опутать со всех сторон. Лишь с огромным трудом, часа через полтора вырулив на чистую полоску воды у дальнего берега залива, мы смогли, наконец, полноценно использовать перья швертов и рулей, чтобы выкарабкаться из этого заколдованного места.

К этому времени Солнце разошлось не на шутку. Жара стояла сильная.

На полпути до островной стоянки мы устроили «Нихренасебемаран». Сцепили посреди озера несколько катов бортами, и, дожидаясь отстающих, перекусывали, пили холодное пиво, играли на гитаре, ныряли и купались, ходили друг к другу в гости, смеялись, тряпки жгли, загорали. В общем, устроили праздник ничегонеделанья на плавучем острове

День пятый продолжаем движение по озеру Иртяш в сторону города Озерск.
Ночевка на острове Светляк
 

А потом, дождавшись известий от Васи о найденной подходящей для группового причаливания полоске суши – двинули всем гуртом туда. А еще на соседнем острове Макс и Вася обнаружили древние дольмены.

Праздничный ужин, песни хором и под гитару до 4-х часов утра. Прощальный вечер удался.

День шестой. 23.08.2013г. Иртяш . г.Касли – Антистапель

На следующий день нам предстоял обратный путь к месту антистапеля и дорога домой.

Погода благоприятствовала. Светило солнце, дул попутный ветерок. Я поставил геннакер (хоть в последний день пригодился!) и лодка побежала веселее.

За время учебного похода мы прошли примерно 150 км по генеральному курсу, а с учетом лавировки – и того больше. Научились быстро и споро убирать и ставить мачты, и не на твердом берегу, а находясь на воде. Научились ходить одной флотилией, держаться вместе, при необходимости высылая вперед экипаж для разведки стоянки, заготовки дров и разведения костра.

Это был незабываемый и полезный опыт, приятный отдых, полный интересных приключений и открытий.

Спасибо вам, друзья!

 

Прибытие на Каслинский берег озера Иртяш. Антистапель. Отьезд по домам. Поход окончен

При составлении отчета были использованы материалы Аверина Никиты, Михайлова Сергея.

Также были использованы фотоматериалы:

  • Злобина Егора.

  • Пульникова Романа.

  • Павлова Андрея.

  • Михайлова Сергея.

Екатеринбург 2013. УПТК «Паруса Урала»